ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ


Содержание

 1. Психофизика ощущений

 2. Основной психофизический закон

3. Несенсорные факторы сенсорных процессов

 4. Виды ощущений

Литература

Психологические задачи

1. Психофизика ощущений

Поскольку первичным, элементарным психическим опытом можно считать ощущение, психологически мыслящим представителям науки прежде всего хотелось понять, каким образом физическая стимуляция преобразуется в ощущение. Философ Демокрит, например, считал, что мы ощущаем внешний мир посредством маленьких, слабых копий объектов, которые входят в тело через органы чувств и переносятся духами по неким полым трубкам в чувствительную часть мозга, где они каким-то образом вызывают ощущение.

Основоположником экспериментальных исследований соотношения физического и психического стал Густав Теодор Фехнер (1801-1887). В 1860 г. Фехнер опубликовал труд по названием «Элементы психофизики». Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физического и психического мира и количественное описание этого соотношения. Первый вопрос, который интересовал Фехнера, — это проблема порогов чувствительности.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный, или разностный. Оба понятия отражают убеждение в существовании пределов сенсорной системы.

Обратимся к рис. 1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколько уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы перестаем его ощущать.

Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги представляют собой явно различные характеристики сенсорной системы, за тем и за другим понятием стоит общий методологический принцип или одно и то же допущение. Предполагается, что сенсорный ряд — диапазон наших ощущений — прерывен (дискретен): ощущение может исчезнуть даже при наличии физического воздействия. До определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает, как свет, когда щелкнули выключателем. Эта точка зрения распространяется как на абсолютный порог, так и на дифференциальный.

Представление о том, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу, называется концепцией дискретности (прерывности) сенсорного ряда. Сотни экспериментов проведенных психофизиками в надежде найти и раз и навсегда определить пороги чувствительности не дали положительных результатов. Оказалось, что порог как бы плавает.

Каждый раз они получали несколько различные значения. Иными словами, даже для очень слабых раздражителей существует некоторая (ненулевая) вероятность их обнаружения, а для относительно сильных — ненулевая вероятность их необнаружения. Зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности называется психометрической функцией. Как должна выглядеть психометрическая функция, если сенсорная система работает по дискретному принципу? До определенного уровня интенсивности стимула вероятность обнаружения равна нулю, потом — единице. А как она выглядит в действительности? Вероятность обнаружения сигнала по мере роста его интенсивности не изменяется скачкообразно, а растет постепенно.

Основываясь на результатах психофизических исследований, Мюллер высказал идею о непрерывности сенсорного ряда, суть которой состоит в том, что не существует порога как такового: любой стимул может в принципе вызвать ощущение. Мюллер утверждал, что на возможность обнаружения стимула влияет не только его физическая интенсивность, но и расположенность сенсорной системы к ощущению. Эта расположенность зависит от множества случайных, плохо контролируемых факторов: усталости наблюдателя, степени его внимательности, мотивации, опыта и т. п. Одни факторы благоприятно действуют на способность наблюдателя к обнаружению сигнала (например, большой опыт), а другие — неблагоприятно (например, усталость). Соответственно, неблагоприятные факторы уменьшают способность к обнаружению, а благоприятные — увеличивают. Но в целом, по мнению Мюллера, нет оснований говорить о существовании какой-то особой точки на оси ощущений, где они прерываются, исчезают. Сенсорный ряд непрерывен. Если бы мы могли создать идеальные условия наблюдения, то сенсорная система восприняла бы сколь угодно малый сигнал.

Исходные психофизические идеи вдохновили многих исследователей и позволили им создать множество психофизических концепций.

Стивенс, Морган и Фолькман в 1941 г. сформулировали нейроквантовую теорию, основное допущение которой состоит в том, что единицами нервной системы являются нервные кванты, каждый квант срабатывает по принципу «все или ничего», т.е. срабатывает, когда достигнут его порог, и не срабатывает, когда величина возбуждения ниже порогового уровня. Однако для возникновения ощущения, по мнению авторов теории, недостаточно возбуждения одного кванта. Ощущение возникает только при возбуждении двух нервных квантов. Кроме того, чувствительность организма флуктуирует (изменяется во времени, колеблется) совершенно случайным образом. Эти и другие (достаточно произвольные, впрочем) допущения позволили объяснить некоторые особенности психометрических функций и защитить идею дискретности сенсорного ряда, невзирая на отсутствие в экспериментальных данных психофизиков скачкообразного перехода от необнаружения к обнаружению или от неразличения к различению. Следует, однако, отметить, что введение понятия «нервный квант» было малообоснованным: за ним не стояло четких эмпирических данных, оно не имело ясного психофизиологического значения, и поэтому само допущение о существовании нервных квантов воспринимается не без сомнений.

Весьма продуктивной оказалась концепция, получившая название теории обнаружения сигнала, которая была предложена Грином и Светсом в 1966 г. Суть теории сводится к следующему. Любой сигнал воспринимается на фоне шума. Даже если полностью отсутствуют внешние помехи, то сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый шум: в нас бьется сердце, по жилам течет кровь, мы дышим и т. д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить. Поэтому, хотя, по-видимому, сенсорная система работает по непрерывному принципу, все равно обнаружение сигнала — вероятностный процесс. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно, когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. Шум, как ветер, колеблется вокруг некоторого среднего значения: он может быть совсем слабым (и тут можно с высокой степенью уверенности сказать, что сигнала не было), а может усиливаться, и в этом случае шум легко перепутать с сигналом.

С одной стороны, на правильность ответа о наличии сигнала влияют собственно сенсорные способности ваших анализаторов (слуха, зрения и т.д.), с другой — существует и несенсорный компонент, компонент принятия решения. Основными факторами принятия решения являются вероятности сигналов и то значение, которое имеют для вас правильные ответы и ошибки обнаружения.

Возьмем в качестве примера контроль за качеством продукции. Сигналом для контролера является бракованное изделие. Не сигналом (шумом) — качественное изделие. Изделий много. Контролер один. Он может ошибаться. Посмотрим, какие возможны варианты сочетаний ответов наблюдателя и истинного положения вещей. Эти сочетания называются исходами процесса обнаружения. Контролер может в принципе дать два типа правильных ответов: оценить качественное изделие как качественное, бракованное — как бракованное; а также два типа неправильных: посчитать бракованное качественным и, наоборот, качественное бракованным. Возможные исходы показаны в табл. 1.

  Таблица 1.

Исходы процесса обнаружения сигнала

Бракованное изделие (сигнал)

Ответ «Брак»

Ответ «Нет брака»

Правильное обнаружение (попадание)

Ложная тревога

Качественное изделие (шум)

Пропуск сигнала

Правильное отрицание
(покой)

  Если отличить бракованное изделие от качественного не просто, если брак плохо отличим от качественных изделий в силу, например, погрешностей измерительной аппаратуры, дефицита времени или усталости контролера, то задача становится пороговой. Другими словами, различие между физическими событиями настолько незначительно, что это создает проблемы для сенсорной системы: сигнал сливается с шумом, и для того, чтобы отличить одно от другого приходится привлекать некоторые дополнительные (помимо сенсорных) механизмы. Это, как указывалось выше, механизмы принятия решения. Если при прочих равных условиях вероятность брака велика (цех имеет плохую репутацию), то наблюдатель при возникновении сомнений будет относительно более склонен отвечать «сигнал». И наоборот, если вероятность брака мала (исполнители исключительно добросовестны), то предпочитаемым ответом будет «нет брака». Сходным образом обстоит дело со значимостями, или ценностями исходов. Если, например, за обнаруженный после контроля брак с контролера снимают премию (и приличную), то он будет очень придирчив. Если же начальник внушает контролеру, что главное количество, пусть даже изделия будут слегка некондиционными, то контролер будет выносить вердикт «брак» с очень большой осторожностью. Соответственно уменьшится процент правильных обнаружений и ложных тревог.

Одной из главных заслуг авторов теории обнаружения сигнала является введение в структуру сенсорного процесса составляющей принятия решения. Это, с одной стороны, позволило взглянуть на проблемы ощущений с более высоких системных позиций, а с другой — выработать подход к решению многих прикладных проблем — первоначально чисто военной тематики (работа на радарах и сонарах), а потом и гражданской (контроль качества продукции, процессы восприятия человека человеком и др.).

Исходной позицией теории двух состояний Люса (1963) является допущение о дискретности сенсорного ряда. И в этом ее отличие от теории обнаружения сигнала. Роднит же две теории признание наличия вне-сенсорных факторов обнаружения и различения сигналов, а также признание существования неопределенности, связанной с работой самой сенсорной системы.

Люс полагал, что существует некоторое критическое значение раздражителя, ниже которого ощущение не возникает. Однако даже при отсутствии раздражителя вероятность превышения порога выше нуля. Верно и обратное: при наличии раздражителя итоговое влияние может не достигнуть порога. Таким образом, действие раздражителя может вызвать одно из двух состояний: либо обнаружение, либо необнаружение. Как видно, эти последние допущения весьма сходны с основными допущениями теории обнаружения. Но это еще не все. Ответ наблюдателя определяется не только этими двумя состояниями. Существует независимый механизм угадывания как выход из ситуации неопределенности, связанной с наличием двух возможных состояний. За счет механизма угадывания человек может дать положительный ответ на допороговый сигнал, т.е. в состоянии необнаружения. И наоборот, за счет того же механизма наблюдатель может дать отрицательный ответ в случае состояния обнаружения.

Люс считал, что человек при обнаружении сигнала следует одной из трех основных стратегий:

Таким образом, Люс лишь несколько иначе описывает сенсорную составляющую процесса обнаружения. В остальном же  его взгляд сродни взглядам авторов теории обнаружения.

В начало



2. Основной психофизический закон

Выше мы проанализировали проблему порогов чувствительности, поставленную еще Фехнером. Другой классической проблемой психофизики, также связанной с именем Фехнера, является проблема зависимости величины ощущения от величины физического стимула или основного психофизического закона. Это как функция в математике:

Y = f(x),

где под у в данном случае имеется в виду величина ощущения, а под х — физическая величина стимула.

Но для того чтобы вычислить зависимость одной величины от другой, нужно уметь измерять эти величины. Для измерения ощущений Фехнер предложил величину едва заметного различия, которая представляет собой минимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия.

До достижения стимулом определенной физической величины ощущения нет. После достижения абсолютного порога ощущение появляется. Абсолютный порог — нулевая точка на оси ощущений. Но слишком малое различие между стимулами мы не замечаем. Шкала ощущений грубее шкалы физических величин. Нужно увеличить физическую величину на несколько единиц, чтобы получить приращение ощущения в одну единицу. Например, для того чтобы увеличить ощущение от 0 до 1, нужно увеличить стимул на 2 единицы; чтобы увеличить ощущение от 1 до 2, нужно увеличить стимул на 3 единицы и т.д. Величина едва заметного различия в первом случае равна 2, во втором — 3. Далее, если предположить, как это и сделал Фехнер, что минимальные различия между ощущениями равны между собой, т.е. что приращение ощущения при возрастании стимула на одно едва заметное различие вызывает всегда одинаковое по величине увеличение ощущения, то измерять ощущения можно, считая количество едва заметных различий, накопленных при увеличении стимула от абсолютного порога. Итак, первое допущение Фехнера, использованное им при выводе формулы основного психофизического закона, состояло в том, что приращение ощущения при приращении величины раздражителя на одно едва заметное различие константно (всегда одно и то же).

Вторым основанием для вывода формулы зависимости ощущения от стимула было так называемое соотношение Вебера. Немецкий физиолог Вебер предположил, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности (для каждого типа ощущения) величине:

DI / I = C

где DI — величина едва заметного различия, I — величина (интенсивность) исходного стимула.

Опираясь на положения о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношение Вебера, Фехнер математически вывел формулу основного психофизического закона:

R = C (lgS – lgS0),

где Rвеличина ощущения; С— константа, связанная с соотношением Вебера; Sвеличина действующего стимула; S0абсолютный порог.

Примерно через сто лет после появления книги Фехнера Стивенc [1960] выдвинул идею о возможности непосредственной количественной оценки человеком своих ощущений. Кроме того, Стивенc пересмотрел основной постулат Фехнера о константности минимальных различий между ощущениями: вместо DR = С Стивене предложил DR/R = С. Это соотношение выглядит аналогично соотношению Вебера, но только в нем фигурируют не физические величины, а психические — ощущения. Соотношение Стивенса означает, что отношение минимального приращения ощущения к исходному ощущению равно постоянной величине.

Основываясь на предложенном соотношении Стивене математически вывел формулу основного психофизического закона:

R = C (S - S0) n.

Зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет, по Стивенсу, не логарифмический, а степенной характер. Позднее были предложены другие многочисленные формулы основного психофизического закона.

В начало



3. Несенсорные факторы сенсорных процессов

Выясняется, что восприятие стимулов, даже самых простых сигналов, зависит не только от собственно сенсорной системы, но и от процессов более высокого уровня: принятия решений, состояний, в которых находится человек, обнаруживающий или различающий стимулы; индивидуальных особенностей этого человека и т.д. Например, на решение человеком сенсорной задачи влияют особенности его темперамента, а именно такие его свойства, как экстравертированность и невротизм [Забродин, Фришман, Шляхтин, 1981].

Когнитивный стиль также выступает в качестве существенного фактора эффективности решения сенсорных задач. Когнитивный стиль — это совокупность устойчивых формально-динамических свойств человека, которые определяют индивидуальные особенности решения познавательных задач. Примерами таких характеристик могут служить полезависимость (поленезависимость), отражающая склонность субъекта ориентироваться либо на внешние, либо на внутренние источники информации, или степень дифференциации, связанная с легкостью обобщения и обнаружения различий в предметах и явлениях.

Поленезависимые субъекты успешнее работают с пороговыми сигналами за счет выработки рациональных стратегий, позволяющих активно переструктурировать ситуацию в задачах зрительного и слухового различения; гибкость (флексибельность) связана с более адекватной перестройкой процессов решения в изменяющихся условиях; импульсивные характеризуются большими скоростью и уверенностью при решении сенсорных задач, но меньшей чувствительностью по сравнению с рефлективными, т. е. неимпульсивными, контролирующими себя индивидами; на зависимость интенсивности ощущения от величины стимула влияет уровень интеллекта, а также параметр силы (слабости) нервной системы [Скотникова, 1999].

Выявлено влияние мотивационно-волевых особенностей субъекта (ориентации на состояние или действие) на решение сенсорных задач. Под ориентацией на действие понимается активное состояние намерения, направленное на трансформацию его в действие, в то время как ориентация на состояние связана с задержкой реализации намерения, вызванной мыслями и анализом прошлого, настоящего и будущего. Теория ориентации на действие и состояние принадлежит немецкому исследователю Кулю [Kuhl, 1982]. В задачах зрительного обнаружения и различения, например, у лиц, ориентированных на действие, наблюдалось адекватное реагирование на изменение сенсорных (интенсивность) или несенсорных (последовательность сигналов) характеристик задачи. У лиц же, ориентированных на состояние, наоборот, было обнаружено отчуждение от задачи и отсутствие гибкости в исполнении [Скотникова, 1999].

Исследования показывают, что на эффективность решения сенсорных задач влияют процессы внимания. Так, направленность внимания на определенную величину сигнала повышает чувствительность именно к этой интенсивности сигнала. Кроме того, оказывается, что одно из существенных отличий тренированного наблюдателя от нетренированного состоит в том, что у первого внимание фокусируется на определенной, уже известной ему величине сигнала (скажем, на наиболее вероятной частоте звука), в то время как у нетренированного отсутствует такая избирательность. Получается, что знание наблюдателя о вероятностях сигнала (несенсорная информация) настраивает его внимание, что, в свою очередь, ведет к повышению чувствительности — типично сенсорной составляющей процессов обнаружения и различения сигналов [Скотникова, 1999].


В начало



4. Виды ощущений

4.1.Кинестетическая и вестибулярная чувствительность

Функция данной группы ощущений состоит в информировании индивида о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинестетические ощущения — это совокупность сенсорной информации, поступающей из мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений — обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова, естественно, тоже приходит в движение. Если бы не было каких-либо компенсаторных, корректирующих механизмов, мы видели бы мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу: изображение прыгало бы, дрожало, металось из стороны в сторону. К счастью, с нами такого почти не происходит за счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движение головы противоположным по направлению движением глаз. Зрительная система получает соответствующую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мышцами глаз. За счет этого механизма перед нами раскрывается довольно стабильная картина мира, как перед камерой, установленной на внушительном штативе.

4.2. Кожная и болевая чувствительность

Кожная чувствительность обеспечивает индивида информацией о том, что соприкасается с его телом: это может быть предмет или некоторая среда (водная, воздушная, например). Те части тела, которыми мы чаще всего непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувствительностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.

Современные исследователи различают четыре разновидности кожной чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли. Есть довольно веские основания полагать, что для различных типов кожных ощущений существуют свои специализированные рецепторы (чувствительные клетки).

Несколько противоречивая картина складывается при рассмотрении болевой чувствительности. Ряд исследователей полагает, что существуют специализированные болевые рецепторы. Другие же считают, что боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Болевая чувствительность, несмотря на явное наше нежелание ее испытывать, имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности: увечья, ранения. Человеку, не имеющему болевой чувствительности (а случаи такой патологии наблюдались), постоянно угрожает опасность. Вообразите, что произойдет с нами, если мы хотя бы на один день утратим болевую чувствительность. Страшно представить! Например, мы можем прислониться к горячему утюгу и вовремя не пересесть на другое место, потому что боли-то мы не чувствуем.

4.3. Вкусовые ощущения

Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения. Специалистам в области пищевых производств приходится в силу этого в большинстве случаев действовать методом проб и ошибок, прибегая к услугам дегустаторов.

4.4. Обоняние (чувствительность к запахам)

Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Обоняние играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. В этом отношении мы подобны разве только приматам и птицам, которые в свое время перебрались на деревья, где другие виды чувствительности, например, зрение, приобрели решающее значение. Живя на земле, мы, тем не менее, не восстановили обоняние до уровня наземных животных. Когда речь заходит об обонянии, невольно вспоминаешь наших друзей — собак. Исследования показывают, что чувствительность к запахам у собак больше, чем у нас примерно в тысячу раз.

Несмотря на то, что люди обладают относительно слабым обонянием, они все-таки кое на что способны в этом смысле. Примерно двадцать лет назад была проведена серия интересных экспериментов. Участников эксперимента (испытуемых) — мужчин и женщин — просили носить футболку в течение 24 часов, не снимая ее, не принимая душ и не пользуясь дезодорантами. Через двадцать четыре часа каждую нестиранную футболку положили в отдельный мешок, и дали каждому испытуемому понюхать три футболки, не глядя на них. Одна из футболок принадлежала самому испытуемому, другая одной из женщин-испытуемых, третья одному из мужчин-испытуемых. Результаты показали, что три четверти участников этого эксперимента были способны по запаху идентифицировать свою футболку и правильно определить, кому принадлежала каждая из оставшихся: мужчине или женщине.

4.5. Слух (слуховая чувствительность)

С помощью слуха индивид получает информацию о поведении удаленных от него объектов посредством волновых колебаний среды. Основными характеристиками звуковых волн являются амплитуда и частота. Это физические характеристики звука. Они трансформируются при воздействии на нас в психические (сенсорные). Грубо говоря, чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук, чем больше его частота, тем выше (тоньше) он нам кажется. Громкость и высота, таким образом, основные сенсорные характеристики звука. Здоровый и достаточно молодой человек слышит звуки в диапазоне примерно от 20 до 20 000 Гц. 1 гц соответствует высоте звука, издаваемого предметом, совершающим одно колебание в секунду. Ощущения громкости и высоты взаимосвязаны. Скажем, наибольшая чувствительность к звуку у человека при частоте звука в 1 000 Гц.

Существует целый ряд теорий высотного слуха или восприятия частоты звука. Британскому физику Рутерфорду (XIX век) принадлежит временная теория восприятия частоты. Основные положения этой теории заключаются в следующем: звук вызывает колебания слуховой мембраны, частота которых равна частоте источника звука; ритм колебаний мембраны определяет ритм нервных импульсов, идущих по слуховому нерву. Однако дальнейшие исследования показали, что максимальная частота нервных импульсов, передающихся по нервному волокну, — всего лишь порядка 1 000 гц, а слышать мы можем звуки гораздо большей частоты. Как?

Гельмгольцем была предложена альтернативная теория восприятия частоты, которая получила название теории местоположения. Теория основана на предположении, что нервная система интерпретирует возбуждения различных участков слуховой мембраны как различные высоты (частоты) звука. Например, стимуляция одних участков мембраны вызывает ощущение высокого звука, а возбуждение рецепторов другого участка — ощущение низкого звука. Таким образом, предполагалось, что характер возбуждения рецепторов мембраны, общая картина ее деформации под воздействием звуковой волны зависят от высоты звука.

Экспериментальные исследования, проведенные во второй половине XX века, во многом подтвердили гипотезу Гельмгольца. Однако выяснилось, что с помощью этой гипотезы оказалось невозможным объяснить восприятие низкочастотных звуков: при частоте ниже 50 Гц звуковая волна деформирует мембрану равномерно, так, что рецепторы, расположенные в различных частях мембраны, не отличаются по уровню возбуждения. Как же тогда мы воспринимаем звуки частотой ниже 50 Гц?

Если у временной теории были проблемы с высокими звуками, то у теории местоположения — с низкими. В настоящее время представляется правдоподобным предположение о существовании двух механизмов восприятия частоты: в то время как высокие частоты кодируются (трансформируются в психический образ) так, как это описано в теории местоположения, низкие частоты — в соответствии с временной теорией.

4.6. Зрительные ощущения

Зрение является основным источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Вот почему «ночью все кошки серы».

Наиболее интересной проблемой зрительных ощущений являются механизмы цветового зрения. На этот счет существует множество довольно сложных теорий. Мы рассмотрим лишь наиболее принципиальные подходы.

Одним из них является трихроматическая теория цветового зрения (иначе говоря, трехцветовая). Она состоит в следующем. Существуют три различных типа рецепторов (колбочек), ответственных за цветовое зрение. Каждый из них обладает чувствительностью в широком диапазоне длины световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или иного цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на восприятии определенных цветов (синего, зеленого или красного): одни обладают наилучшей чувствительностью в одной части диапазона длины волны, другие — в другой его части, третьи — в третьей. Свет определенной длины волны стимулирует каждую из трех групп рецепторов в неодинаковой степени. Соотношение возбуждения в этих рецепторах (или паттерны возбуждения — картина, сочетание, соотношение возбуждений) дает ощущение различных цветов и оттенков. К сожалению, трихроматическая теория не объясняет многих экспериментально полученных фактов из области цветового зрения.

Существует и альтернативная концепция — теория оппонентного цвета. С точки зрения сторонников этой теории, зрительная система состоит из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один тип реагирует на красную или зеленую часть спектра, другой — на синюю или желтую.

Каждый элемент отвечает на внешнее воздействие таким образом, что если воспользоваться аналогией с чашей весов, то один из двух оппонентных цветов может или перевешивать другой или находиться с ним в равном положении. Скажем, в паре синий—желтый перевешивает синий, а в паре красный—зеленый — красный. Что мы будем видеть? Смесь красного и синего, т. е. фиолетовый цвет. Если одна из пар сбалансирована, а другая нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары цветов между собой сбалансированны, то мы не будем видеть никакого цвета.

Две рассмотренные теории конкурируют между собой более 50 лет. Каждая из них хорошо объясняет одни факты и плохо — другие. В силу этого неоднократно предпринимались попытки примирить эти концепции и, подобно тому как это происходило с теориями высотного слуха, создать некоторую общую теорию, включающую в себя в качестве частных случаев обе классические концепции.

В начало



Литература

  1. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.,: Наука, 1976.
  2. Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъективной психофизики. М.: ИП РАН, 1993.
  3. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общепсихологический практикум: Измерения в психологии. М.: Смысл, 1997.
  4. Забродин Ю. М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.
  5. Забродин Ю.М., Фришман Е.З., Шляхтин Г.С. Особенности решения человеком сенсорных задач. М.: Наука, 1981.
  6. Скотникова И.Г. Психология сенсорных процессов. Психофизика // Современная психология: Справочное руководство. Под. ред. В.Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
  7. Стивенс С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. Т. 1. С. 19-99.

Психологические задачи

Задача 1. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

Задача 2. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

Задача 3. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ....

  2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер.

  3. Особенность ощущений в том, что в них ... предметов и явлений материального мира.

  4. Генетически самое раннее чувственное психическое явление — ...

  5. Ощущение как ... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

  6. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ... механизмам.

  7. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ....

  8. Психофизический закон Вебера—Фехнера формулируется так:... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

  9. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется ... ... (или ... ...).

  10. При ... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает ..., характерное для другого анализатора.

Задача 4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с...

а) физического процесса;

б) физиологического процесса;

в) психического процесса;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. К экстерорецептивным ощущениям относят...

а) зрительные ощущения;

б) ощущения вибрации;

в) органические ощущения;

г) ощущения боли;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Основные свойства ощущений это...

а) константность;

б) интенсивность;

в) предметность;

г) обобщенность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется...

а) верхним абсолютным порогом чувствительности;

б) разностным порогом;

в) нижним порогом;

г) интенсивностью ощущения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. К изменению чувствительности приводит...

а) адаптация;

б) синестезия;

в) сенсибилизация;

г) избирательность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, это...

а) аккомодация;

б) конвергенция;

в) синестезия;

г) сенсибилизация;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. В структуру каждого ощущения входит...

а) обобщение;

б) движение;

в) анализ;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

8. Каждый анализатор имеет...

а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат;

б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров;

в) центральный (корковый) аппарат;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

9. Каждый анализатор имеет представительство в...

а) правом полушарии;

б) обоих полушариях;

в) левом полушарии;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

10. В психологии описаны механизмы функционирования органов чувств:

а) механизмы сличения;

б) механизмы потребностей;

в) механизмы новизны;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Задача 5. Окончите следующие утверждения.

  1. Чувствительность анализаторов можно повысить путем...
  2. При погружении в чуть теплую воду охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая — холод, потому что...
  3. Войдя в помещение с непривычным запахом, через какое-то время человек...
  4. Дифференциальный порог характеризуется относительным постоянством для...
  5. Оглушительно громкий звук, слепящий, режущий глаза свет способны вызвать в анализаторе...
  6. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и...
  7. Полагают, что «шестое чувство» обусловлено либо восприятием тепловых волн кожей лица, либо...

 

В начало